К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — на день. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову.
С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально положительных реакций.
Развивается умение сосредоточить взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремушки), развивается «речевой слух», умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать окружающее на расстоянии с помощью дистанционных анализаторов.
Приобретенные умения делают ребенка спокойным, он уже может бодрствовать самостоятельно, если есть на что смотреть и к чему прислушиваться. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется ответная улыбка на общение взрослого.
На 3-м месяце формируется комплекс оживления: радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, издает звуки (гукает, гулит). Наблюдается удержание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног.
В возрасте от 3 до 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность в кормлении.
Если ребенка приучают к опрятности, следят за чистотой его кожи, он реагирует на мокрое белье, грязное лицо и др. Ведущим в этом возрастном периоде является дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; ориентировка в окружающем, на основе которой позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуется слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого).
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина