Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми.
Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно хранить, располагать. В комнате должно» быть место для движений и отдыха, возможность изолировать детей друг от друга (в другом помещении или в огороженном месте игровой комнаты).
Надо учить детей играть, правильно использовать игрушки. Чрезмерно громкий разговор взрослых, преобладание гремящих, инерционных, металлических игрушек и других предметов обихода нарушает игру детей, утомляет и возбуждает их.
Нарушению поведения способствуют нерациональное освещение, пестрая или мрачная окраска стен, неправильная окраска мебели и ее несоответствие возрастным физиологическим особенностям детей, неправильное и нерегулярное проветривание, слишком высокая или низкая температура воздуха в игровых и спальных помещениях, несоответствующая одежда и обувь детей. Большую часть своей жизни дети проводят в помещении группы, поэтому необходим строгий медицинский контроль за условиями их бодрствования.
Использование всего помещения для детей, по возможности приближение быта к домашнему, создание в каком-либо помещении дома ребенка «домашней комнаты», игра, труд детей рядом с педагогом — все это помогает формировать поведение. Однако самое главное средство — частое индивидуальное эмоциональное общение воспитателя с ребенком, ласка, разговор, просто прикосновение к ребенку.
Это снимает напряжение, возбуждение, замкнутость, создает благоприятную основу для развития ребенка.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина