Овощи перед приготовлением тщательно моют, тонкий слой кожуры снимают, варят в минимальном количестве воды, которую потом используют в пищу. Для пюре, салатов, винегретов овощи лучше варить в кожуре, на пару.
Нельзя оставлять очищенные овощи надолго в воде, так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ. Варить овощи надо только до готовности (молодой картофель, капусту, морковь — 25 — 30 мин, свеклу, — 1 — 1 1/2 ч, щавель, шпинат, крапиву — не более 10 мин).
Сырые овощи и зелень очищают, тщательно промывают в проточной воде, ополаскивают кипятком, натирают или мелко шинкуют и используют в натуральном виде, заправляя растительным маслом. Мелко нарезанную зелень добавляют также в первые и вторые блюда. Очищенные и нарезанные овощи и зелень нельзя долго оставлять на воздухе, так как под действием кислорода разрушаются витамины.
Фрукты и ягоды детям следует давать в натуральном виде, до 1 1/2 лет — в хорошо измельченном виде. Для приготовления фруктовых и ягодных салатов и пюре свежие, спелые фрукты и ягоды перебирают, моют, жесткую кожуру с них снимают, нарезают кусочками или натирают на терке. Чистить и измельчать фрукты и ягоды надо перед кормлением детей, лучше прямо в группе, иначе пищевая ценность продуктов значительно снижается.
При приготовлении пищи для детей раннего возраста не пользуются острыми и пряными приправами (уксус, перец, горчица, хрен). Для улучшения вкуса пищи рекомендуются в качестве приправы свежая, консервированная или сухая зелень, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, а также некоторые овощи, фрукты и ягоды в сыром, консервированном или сушеном виде.
В домах ребенка проводится обязательная витаминизация пищи аскорбиновой кислотой. Как правило, витаминизируют третьи (можно первые) блюда. Аскорбиновую кислоту из расчета 30 мг на 1 ребенка в возрасте до 1 года и 40 мг для более старших детей растворяют в 100 — 200 мл жидкой части блюда непосредственно перед раздачей пищи, выливают в общую массу и тщательно размешивают.
Для правильной организации питания детей большое значение имеет проведение процесса кормления и вся обстановка в группе. Дети должны иметь постоянные места за столиками; мебель должна соответствовать росту каждого ребенка. Воспитатели заботятся о спокойной обстановке в группе, положительном отношении к процессу приема пищи. Перед едой детям моют руки, младшим повязывают салфетки.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина