Характер активности детей в режимных процессах определяется уровнем их развития (понимание, активная речь, общие движения, движения руки, способность наблюдать и подражать, обучаться и др.).
Эти и другие особенности детей раннего возраста определяют правила, соблюдение которых облегчает работу персонала, улучшает состояние детей и повышает эффективность режимных процессов.
Эти правила следующие:
- Предложения взрослого — идти спать, есть, в туалет должны совпадать с потребностью ребенка. Это возможно при точном выполнении режима, наблюдении за поведением ребенка и понимании его состояния.
- Необходимо избегать неприятных ощущений, нельзя причинять ребенку боль.
- При введении нового вида пищи или нового процесса (например, обливание) необходимо постепенно приучать к нему ребенка, создавать установку на процесс, так как ко всему новому, неожиданному, малоизвестному ребенок относится отрицательно.
- Начиная какую-либо процедуру после игры или другого процесса, надо постепенно подготовить к ней ребенка словом, видом создающейся обстановки, переключать его, не действуя неожиданно, резко и не применяя насилия. В противном случае в дальнейшем эта процедура будет вызывать протест даже в момент ее подготовки.
- Начинать проведение процесса следует при оптимальном состоянии нервной системы ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения ребенка; его необходимо успокоить и лишь йотом можно накормить, умыть, одеть.
- Нельзя отвлекать детей во время проведения процессов, например громко здороваться, входя в группу во время еды или укладывания, громко разговаривать, выполнять шумную работу во время кормления детей и т. д.
- Необходимо, учитывая особенности поведения и уровень развития детей, осуществлять индивидуальные подходы к ним. Не следует обращаться с предложением есть ко всем сразу или показывать всем сразу, как следует держать ложку. Иногда даже большому ребенку надо помочь доесть до конца, уложить его спать первым, а маленькому предоставить самостоятельность и не торопить.
- С первых месяцев жизни ребенка все действия взрослого, а затем и его самого надо сопровождать соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее действие, вызывает интерес, развивает понимание речи.
- Во время каждого процесса необходимо привлекать детей к посильному активному участию в соответствии с уровнем их развития. Это создает у детей положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует выработке навыков самообслуживания.
- Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы ребенку не надо было дожидаться других.
- Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку и методики проведения режимных процессов и единство требований и методических приемов со стороны всех взрослых.
- Осуществлять принцип постепенности при проведении всех режимных процессов в доме ребенка.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина