К 1 году 3 мес ребенок овладевает умением самостоятельно есть ложкой густую кашу, к 1 1/2 годам уже умеет есть самостоятельно и жидкую пищу, к 1 году 9 мес он учится раздеваться сначала с небольшой помощью, а затем самостоятельно и начинает сам одеваться (частично) к 2 годам.
К концу 2-го года жизни у ребенка уже сформирован навык опрятности. Он активен при умывании и мытье рук. К 2 1/2 годам ребенок привыкает мыть руки перед едой, ест хлеб с супом только из своей тарелки, самостоятельно садится на стул, а после еды по предложению взрослого встает со стула и задвигает его. Во втором полугодии 2-го года жизни ребенок уже может пользоваться носовым платком, ест аккуратно, после еды при напоминании вытирает губы салфеткой.
На 3-м году жизни закрепляются, совершенствуются, усложняются умения, приобретенные ранее и формируются новые правила поведения и культурные привычки. Ребенок проявляет самостоятельность при проведении всех процессов. Он аккуратно ест. а после 2 1/2 лет умеет пользоваться салфеткой по мере надобности и правильно держать ложку во время еды.
К 2% годам ребенок сам одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, а к 3-м годам он овладевает и этими умениями. На 3-м году жизни ребенок учится самостоятельно мыть руки и умываться, снимать полотенце, вытирать лицо и руки, вешать полотенце на место, чистить зубы и полоскать рот, пользоваться расческой и др.; замечает непорядок в одежде, аккуратно ее складывает.
В этом возрасте формируются положительные взаимоотношения между детьми: они помогают друг другу при раздевании и одевании, за столом, терпеливо ждут, выполняют просьбы взрослых и детей; выражают словами свои просьбы. Дети привыкают выполнять определенные правила поведения и соблюдать порядок.
Выполнение указанных воспитательных задач возможно лишь в том случае, если при проведении режимных процессов учитывают особенности поведения детей. Так, для детей раннего возраста характерна зависимость поведения от своевременности удовлетворения физиологических потребностей. Незначительное опоздание или неправильная методика проведения приводит к нарушению поведения. Эффективность всех процессов зависит от эмоционального состояния.
Трудно накормить, уложить спать, одеть ребенка, находящегося в отрицательном эмоциональном состоянии, даже если причина его — чувство голода или нежелание спать.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина