Недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того как организовано кормление, укладывание спать, какие приемы при этом применяются, в значительной степени зависит физическое развитие ребенка.
Правильная организация сна, гигиенического ухода, кормления имеет очень большое воспитательное значение, способствует своевременному нервно-психическому развитию ребенка, поддержанию оптимального состояния возбудимости его нервной системы.
При проведении этих процессов расширяется ориентировка детей в окружающем, обогащается словарь, формируется поведение, умение выполнять поручения взрослых, определенные правила, формируются культурно-гигиенические привычки и др. Большая часть воспитательной работы с детьми первых трех лет жизни осуществляется при проведении режимных процессов.
Основная задача проведения кормления, укладывания спать, гигиенических процессов — своевременное и полное удовлетворение физиологических потребностей ребенка, достижение главной цели проведения каждого процесса. Одна из основных воспитательных задач — создание у детей положительного отношения ко всем процессам. Кроме того, необходимо использовать эти процессы для развития детей (движение, речь, ориентировка в окружающем).
При проведении режимных процессов следует развивать самостоятельность, привлекать детей к участию в процессах. Надо развивать умения, соответствующие возрастным возможностям, прививать культурно-гигиенические навыки, воспитывать культурное поведение.
Так, на 1-м году жизни необходимо воспитать положительное эмоциональное отношение к приему пищи и формировать первые умения при кормлении (есть с ложки, пить из чашки, держать ее руками, есть хлеб и др.), приучать к высаживанию на горшок, мытью рук и др. На 2-м году жизни, наряду с воспитанием положительного отношения к процессам, продолжают формировать различные умения.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина