Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь.
Тенденция к концентрации сна в ночные часы выявляется с 2 — 4-недельного возраста. Следующим этапом формирования режима является выработка дневного ритма чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм можно выработать к 2 — 2 1/2 мес, так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность ребенка возрастает.
Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является сон на воздухе.
Однако приучать ребенка к нему надо постепенно, начиная с 20 мин, 2 раза в день в течение нескольких дней. Очень важно, чтобы и в дальнейшем, когда режим уже выработан, ребенок, особенно 1-го года жизни, спал на воздухе.
Для поддержания активного бодрствования детей необходимо с 1-го месяца их жизни воздействие разнообразных сменяющихся раздражителей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития).
Условия бодрствования должны резко отличаться от условий сна: ребенка надо выкладывать в манеж, часто менять положение — положить его на живот, потом опять на спину, повесить над ним игрушку, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки и т. д.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина