Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур и др. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения.
В течение первых трех лет жизни в соответствии с изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста.
Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Своевременное приучение ребенка к правильному режиму способствует формированию спокойного бодрствования.
Это одно из средств предупреждения отрицательных привычек, таких как укачивание, сосание пустышки или пальца при укладывании спать и засыпании. Формирование ритмичного чередования сна и бодрствования во многом зависит от условий воспитания ребенка. Бодрствование — это деятельное состояние коры большого мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой.
Длительность периода бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Сон — жизненная потребность человека.
Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется отсутствием реакции на внешние раздражители, ослаблением восприимчивости органов чувств (слуха, зрения, осязания), снижением двигательной активности.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина