Большого внимания со стороны врача требуют вопросы рационального вскармливания и питания детей, обеспечения их физиологических потребностей в основных пищевых веществах, учета особенностей состояния здоровья, развития, индивидуальных реакций каждого ребенка. Велика роль врача в организации физического воспитания детей, контроле за нагрузкой при занятиях гимнастикой, индивидуализации этой нагрузки и закаливающих мероприятий.
Врача интересует также и поведение детей, особенности и нарушения которого объективно отражают соматическое состояние ребенка, уровень возбудимости центральной нервной системы, утомление, осложнения при формировании личностных качеств. Педагог организует всю жизнь детей, начиная от комплектования групп, оформления интерьера группы, подбора игрушек до целенаправленных действий для стимуляции психического развития каждого ребенка.
Он организует правильное проведение режимных моментов, игры, самостоятельной деятельности детей, специальных занятий с ними, учитывая при этом индивидуальные особенности и состояние здоровья детей. В доме ребенка невозможно обеспечить полноценное развитие детей без участия логопеда, который призван не столько исправлять дефекты речи, сколько обеспечивать максимальный уровень речевого развития как у здоровых, так и у больных детей.
Всем детям в домах ребенка периодически требуется консультация невропатолога, а детям с нарушениями центральной нервной системы — специальное наблюдение и лечение.
При контроле за развитием и состоянием здоровья детей очень важен комплексный подход и согласованные назначения педиатра, педагога, логопеда, невропатолога, а в ряде случаев — и других специалистов.
Особое место занимает проблема адаптации детей в доме ребенка. Кроме социальной адаптации при поступлении в учреждение, большое значение имеют вопросы адаптации при переводе этих детей в детский дом и особенно при усыновлении, когда резко меняется весь жизненный стереотип ребенка. Во избежание развития у ребенка тяжелого адаптационного синдрома надо готовить к усыновлению не только ребенка, но и его будущих родителей.
Для персонала домов ребенка крайне важны и основные юридические знания по вопросам приема и оформления детей в дом ребенка, передачи их на усыновление, перевода в детский дом системы народного образования или социального обеспечения. Без знания основ существующего законодательства очень сложно обеспечить полноценное руководство всеми сторонами деятельности такого учреждения, как дом ребенка.
Таким образом, при правильно организованной работе домов ребенка и учете всех специфических особенностей этих учреждений можно гарантировать оптимальное развитие детей, добиться высокого уровня их здоровья, обеспечить им счастливое детство.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина