Обучение среднего и младшего медицинского персонала и контроль за их работой осуществляет главный врач дома ребенка и старший воспитатель, а также врачи, старшая медицинская сестра, логопед. Работа с персоналом планируется в годовом плане дома ребенка, планах работы старшего воспитателя, врачей, логопеда.
Наиболее эффективная форма обучения — проведение групповых медико-педагогических совещаний, на которых обсуждается состояние здоровья, развитие детей и работа персонала с ними, планируется воспитательная работа на следующий период. Для повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала в доме ребенка в течение года проводятся силами врачей и педагогов постоянно действующие семинары по медицинским и педагогическим вопросам.
Занятия с каждой группой слушателей проводятся 1 раз в месяц в заранее намеченное время. На них прорабатываются вопросы организации режимных процессов, ухода за детьми, профилактики болезней, проведения воспитательной работы.
Кроме того, в связи с определенной ситуацией (карантин, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, подготовка к детским праздникам и др.) возникает необходимость в проведении специальных семинаров. На занятиях целесообразно организовывать просмотры работы отдельных групп, каких-либо режимных моментов, проводить взаимные посещения групп с последующим обсуждением, на которых воспитатели выступают с сообщениями по анализу работы персонала, показателей развития и поведения детей, используя фактический материал и соответствующую литературу.
Такие занятия наиболее интересно проходят после просмотра работы лучшей и самой слабой группы. В последнем случае необходимо провести разбор допущенных ошибок. Конференции обычно посвящаются какому-либо конкретному вопросу: работе с новыми детьми, уходу за больными, подготовке к переводу детей в другую группу или детский дом, вопросам нравственного воспитания и др.
В течение года целесообразно проводить не более 2 — 3 конференций, так как они требуют большой и тщательной подготовки. Педагогические советы проводятся 1 раз в квартал; иногда они могут заменить тематический семинар.
Они проводятся в виде межгрупповых совещаний, обсуждающих и решающих вопросы воспитания детей в доме ребенка.
Существуют и такие формы повышения квалификации, как самостоятельное изучение методических пособий и другой литературы, а также индивидуальные беседы руководящих работников с персоналом группы. Кроме перечисленных форм учебы, проводятся производственные собрания, занятия старших медицинских сестер с нянями, медицинскими сестрами, занятия врачей с этими работниками и воспитателями, логопедов и музыкальных работников с воспитателями групп, занятия старшего воспитателя с персоналом и др.
С каждой категорией сотрудников следует также проводить специальные занятия по проработке их функциональных обязанностей.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина