Старший воспитатель оказывает методическую помощь персоналу и при необходимости проводит индивидуальные занятия с детьми, отстающими в развитии, занимается и дополнительно общается с детьми, находящимися в состоянии тяжелой адаптации, индивидуально общается с детьми в случае нарушения у них поведения; апробирует методику занятий на индивидуальных занятиях с детьми; осуществляет контроль за правильностью диагностики нервно-психического развития детей воспитателями групп и делает назначения по индивидуальной работе с детьми.
Старший воспитатель ведет документацию: планирует работу (на год, месяц), анализирует ее результаты, составляет годовой отчет, контролирует планы воспитательной работы групп.
Совместно с главным врачом он проводит инструктаж вновь принятых на работу воспитателей групп и знакомит их с функциональными обязанностями, участвует в составлении графиков работы и распределении обязанностей персонала групп, административных обходах и совещаниях, ведет работу с родителями по основным вопросам воспитания детей, постоянно повышает свою деловую квалификацию. Воспитатель группы является основным работником, непосредственно осуществляющим воспитание детей и уход за ними.
Он отвечает за жизнь, здоровье и развитие вверенных ему детей, подчиняется в своей работе главному врачу, старшему воспитателю, врачу-педиатру и старшей медицинской сестре.
Воспитатель выполняет установленный режим, учитывая состояние отдельных детей; своевременно сигнализирует врачу и педагогу о необходимости изменения режима отдельных детей и всей группы; осуществляет оздоровительные мероприятия в группе и гигиенический уход за детьми: проводит туалет, купание, закаливание; выполняет все режимные процессы, способствуя охране нервной системы детей и полному удовлетворению органических потребностей, своевременному формированию умений и навыков; организует самостоятельную деятельность детей, развлекает их и играет с ними; проводит занятия (групповые и индивидуальные) по утвержденному плану; осуществляет текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей, следит за их настроением, аппетитом, сном; высаживает детей, следит за их стулом, своевременно выявляет заболевших и немедленно сообщает об этом врачу или старшей медицинской сестре; ведет контроль за динамикой развития детей и под контролем старшего воспитателя определяет уровень их развития; совместно со старшим воспитателем и врачом анализирует динамику физического и нервно-психического развития и поведения детей и планирует работу, обеспечивающую их полноценное развитие; ведет всю групповую документацию: дневник группы, индивидуальные (для детей до 1 года жизни) карты для записи питания, лист отметки стула; вносит в истории развития данные о динамике нервно-психического развития и поведения детей.
В случае заболевания ребенка воспитатель сообщает об этом медицинскому персоналу в любое время суток.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина