Формирование умений с задержкой от 1 до 2 мес классифицируется как отставание, а более чем на 2 мес как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов. Педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными. На 2-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала.
Раннее развитие — овладение умениями с опережением на 1 квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким показателям на 1 квартал позже установленных сроков свидетельствует о замедлении темпа развития, на 2 квартала — отставание в развитии, на 3 квартала и больше — значительное, глубокое отставание. На 3-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах 1 полугодия.
Раннее развитие — овладение умениями с опережением на полугодие и больше, позднее развитие — овладение умениями после срока, принятого за норму: позже на полугодие — отставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более — значительное или глубокое отставание.
Воспитатель путем наблюдения или, используя метод диагностики, выявляет нервно-психическое развитие ребенка. Поведение и умения в процессах определяют методом наблюдения, отмечают в карте, какому возрасту соответствует ребенок по каждой линии развития.
Контролируя поведение, проверяют эмоциональное состояние или настроение ребенка (на 2-м и 3-м году жизни), определяют характер и длительность засыпания и сна, аппетит, характер бодрствования, взаимоотношения с детьми и взрослыми, наличие отрицательных привычек, состояние возбудимости нервной системы, утомляемость и другие особенности поведения ребенка.
При оценке развития ребенка обращают особое внимание на то, что изменилось по сравнению с предыдущим возрастным периодом. В заключении отмечают наличие или отсутствие отклонений в поведении и дают оценку уровня развития ребенка.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина