Показателем достаточной физической нагрузки для конкретного ребенка являются результаты хронометража, а также результаты оценки двигательной активности детей на занятии. На основании данных хронометража рассчитывают общую и моторную плотность занятий.
При определении общей плотности учитывают время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку и уборку спортивного инвентаря, т. е. все «полезное время» занятия. Она должна составлять не менее 70% (до 90%). Моторная плотность характеризует время, затраченное ребенком на движения.
При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 60% (до 80%). Для определения интенсивности физической нагрузки во время занятия следует ориентироваться на изменение частоты сердечных сокращений у ребенка.
При правильно построенном занятии она постепенно увеличивается: во вводной части пульс учащается на 10 — 15% от исходного, в основной — на 30 — 60%, в подвижной игре (за счет эмоций) до 80%, в заключительной части пульс урежается и остается на 5 — 10% чаще исходного. Время восстановления пульса до исходного составляет 2 — 3 мин.
Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия.
При использовании фронтального, поточного или группового способов она выше. Следует помнить об обязательном наличии пособий и достаточном числе взрослых, руководящих детьми. Важным показателем соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей является поведение ребенка и степень выраженности внешних признаков утомления.
При наличии выраженной одышки, резком покраснении лица, нарушении координации движений, отказе от выполнения упражнений следует считать, что нагрузка превышает возможности ребенка.
При наличии явных признаков утомления у одного ребенка лучше всего посадить его, дать отдохнуть и поставить в известность об этом медицинского работника, при наличии их у большинства детей уменьшают число повторений каждого упражнения, исключают наиболее трудные.
Следует помнить, что ребенок раннего возраста не выполняет упражнение, как правило, в двух случаях: слишком большая нагрузка или слишком легко и неинтересно. В обоих случаях необходимо пересмотреть организацию занятия в плане правильного подбора упражнений, соответствующих функциональным возможностям детей.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина