Одним из средств воспитания здорового, физически крепкого ребенка является закаливание. Для закаливания широко используются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.
Наряду с применением специальных мер закаливания (обтирание, обливание и др.) следует приучать детей в повседневной жизни к широкому пользованию свежим воздухом в помещении и на прогулке, чувствовать себя хорошо в меняющихся условиях температуры, не бояться холодной воды, воспитывать умение преодолевать трудности.
При этом повышается стойкость организма ребенка к заболеваниям. Нужно помнить, что закаливающий эффект получают только в том случае, когда мероприятия проводятся систематически, без перерывов, с соблюдением всех основных требований и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Специальные исследования и наблюдения показали, что закаливание ребенка на длительный срок невозможно даже при условии правильной его организации в какой-то кратковременный, например летний период.
При длительных перерывах в закаливании (более 2 — 3 нед) повышается чувствительность организма к охлаждению, поэтому в случае вынужденного перерыва при организации закаливания (болезнь ребенка) начинать закаливающие мероприятия надо с более высоких температур, но быстрее переходить к более низким и смелее расширять воздействие естественных природных факторов в режимных моментах.
Положительный результат закаливания наблюдается при непременном соблюдении следующих условий:
- при закаливании необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка;
- осуществлять его надо постоянно, круглый год, меняя его виды в зависимости от сезона и погоды;
- постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора;
- проводить закаливающие процедуры при спокойном, радостном настроении ребенка.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина