Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствие (палку, кубики и др.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку), лазании (влезание и слезание со стремянки), бросании (малых и больших мячей на дальность).
Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и туловища). Эти упражнения проводятся из разных исходных положений — стоя, сидя (на полу, скамейке, стульчиках, на четвереньках), лежа (на полу на животе и спине).
Воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение правильно. Двигательная активность детей на занятиях увеличивается по мере того, как они овладевают движениями. Использование имитационных движений и игровой формы обеспечивает в конце 2-го года жизни увеличение двигательной активности детей на занятии до 350 — 600 локомоций по данным шагометрии.
Для детей 3-го года жизни занятие делят на три части: вводную, основную и заключительную.
Задачей вводной части является подготовка организма ребенка к предстоящей повышенной нагрузке.
В основной части осуществляется систематическое последовательное прохождение всего программного материала, нагрузка — максимальная. Задача заключительной части — привести основные показатели функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем к исходным.
Содержанием вводной и заключительной частей занятий в большей части являются разные виды, ускоренной или спокойной ходьбы. В основной части проводят упражнения по развитию ходьбы, ползания и бросания, а также упражнения общеразвивающего характера. Во время выполнения упражнений надо соблюдать необходимые для отдыха детей паузы.
Ребенок устает, если он длительно находится в одном и том же положении, если он повторяет движения одного и того же характера. Однообразная мышечная нагрузка вредна в этом возрасте.
Нужна частая смена одних движений другими, чередование движений с отдыхом. Следует учитывать быструю утомляемость внимания у детей этого возраста, недостаточное умение правильно выполнить те или иные движения, отсутствие выдержки, быструю смену настроения и легкую возбудимость. Все это требует особого внимания при выборе физических упражнений, их дозировке и распределении.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина