При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям.
Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку.
Дети старше 1 1/2 лет в играх уже должны выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. Надо приучать детей не мешать друг другу во время игры, не толпиться. В этом возрасте не надо специально строить детей перед игрой, их сразу включают в игровую деятельность.
Воспитатель сам принимает участие в игре и берет на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Его радостное активное состояние передается детям. Подвижные игры включаются также в физкультурные занятия детей в возрасте от 1 1/2 до 2 лет.
Физкультурные занятия являются важной организованной формой воспитания и обучения детей движениям. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста требуют от взрослого строгой регламентации двигательной деятельности детей. Чередование упражнений разного характера и для разных мышечных групп обусловливает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом и показом упражнений обеспечивает переключение видов деятельности и сохраняет хорошую работоспособность и активность детей.
Очень важно создать положительное эмоциональное настроение у детей красивым, ярким показом движения. Выполнение движений доставляет радость, когда ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении.
На 3-м году жизни активно идет формирование и развитие второй сигнальной системы; у ребенка расширяется словарный запас; он все лучше понимает речь взрослого.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина