Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка. В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, груди. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый прием массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается поглаживанием.
Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно, по мере развития ребенка и усвоения им предыдущих упражнений. В возрасте 6 — 9 мес способность к произвольным движениям у детей быстро возрастает, движения становятся все более дифференцированными и координированными. В связи с этим в комплексы включаются упражнения, укрепляющие мышцы спины и ног, вводятся упражнения в ползании. Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура туловища, ног, плечевого пояса, что важно для развития навыков сидения, стояния, ходьбы.
С 6 мес у ребенка появляется способность длительно удерживать предметы в руке, что позволяет выполнять упражнения с кольцами. Развивается понимание речи; в связи с этим вводится, речевая инструкция.
Активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и др.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание, ног и др.), слухового (речь воспитателя — счет, слова «сядь»,, «иди-иди» и др.). Во втором полугодии, когда слово еще является слабым компонентом комплексного раздражителя, оно должно-обязательно сочетаться со зрительным ориентиром и самым мощным — двигательным.
Если воспитатель говорит ребенку «сядь», малыш не всегда выполняет его инструкцию; но если взрослый слегка потянет его за руки, он выполняет движение.
В этом возрасте массаж рук отменяется, массаж ног остается при необходимости укрепить их мышцы. Обязателен массаж спины, груди, живота.
Используются все приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание. У детей в возрасте 9 — 12 мес наблюдается значительное развитие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе.
В связи с этим некоторые физические упражнения выполняются из исходного вертикального положения. В этом возрасте массаж обычно отменяется, остается лишь массаж живота и спины. Ребенок уже может некоторые упражнения выполнять по слову взрослого, поэтому нужно шире использовать речевую инструкцию, что способствует развитию у ребенка связей между предметами, действиями и названиями этих предметов и действий.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина