Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.
Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс): в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу, это вызывает активное разгибание позвоночника и способствует укреплению мышц спины и шеи.
При отсутствии у ребенка того или другого безусловного рефлекса или при вялом его проявлении, когда рефлекторное движение может и не образоваться, следует временно ограничиться поглаживающим массажем конечностей, живота и спины, который активизирует дыхание, кровообращение и тканевой обмен.
В 3 — 4 мес у детей наблюдается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего массажа, растирание и разминание. В связи с установившимся тонусом сгибателей и разгибателей мышц верхних конечностей вводят пассивные упражнения для рук (скрещивание их на груди и разведение в стороны).
Применение пассивных упражнений позволяет точно и правильно воспроизвести движение, приложить нужное усилие, получить определенный физиологический эффект.
В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствующие упражнения рефлекторного характера.
В целях стимуляции своевременного и более совершенного развития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в комплексы включаются соответствующие активно-пассивные упражнения, например поворот со спины на живот, переступание. Эти движения выполняются ребенком с помощью взрослых.
Возраст от 4 до 6 мес характеризуется установлением равновесия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укреплением передних шейных мышц. В комплексы упражнений вводятся пассивные упражнения для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание И сгибание туловища на весу с поддержкой.
Рекомендуются активные упражнения при помощи взрослого; присаживание за руки, перешагивание при поддержке под мышки и за руки.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина