Занятия гимнастикой и массажем проводятся за 30 — 40 мин до еды. У детей 1-го года жизни занятия желательно проводить в первую половину дня. С детьми 2-го и 3-го года жизни занятия проводят через 30 мин после завтрака или во второй отрезок бодрствования после полдника.
Продолжительность занятия определяется особенностями высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста, его способностью заниматься одним видом деятельности без признаков утомления. С возрастом продолжительность занятий увеличивается и составляет: до 1 года — 5 — 10 мин, от 1 года до 1 года 6 мес — 8 — 12 мин, от 1 года 6 мес до 2 лет — 10 — 13 мин, от 2 до 3 лет — 15 мин.
Такая продолжительность занятия обусловливает ограничение числа детей в подгруппах (число детей определяется способностью одномоментно выполнять упражнения): с детьми до 1 года 2 мес проводят только индивидуальные занятия, от 1 года 2 мес до 1 года 6 мес — по 2 — 4 ребенка, от 1 года 6 мес до 2 лет — по 4 — 6 детей, от 2 до 3 лет — до 12 детей.
Возможно и другое комплектование, что определяется числом взрослых, участвующих в занятии (при большем числе детей должно быть двое взрослых), наличием пособий, помещением (при маленькой подгруппе занятия можно провести на любом, условно огороженном, пространстве; большие подгруппы требуют наличия зала).
Перед проведением гимнастики и массажа помещение должно быть проветрено, температура соответствовать оптимальной для детей раннего возраста. Одежда не должна сковывать движений детей при занятии: дети 1-го года жизни занимаются раздетыми, лежа на столе (на одеяле, под которое подложены клеенка и пеленка).
Дети 2-го и 3-го года жизни раздеты до трусов и майки, занимаются босиком, что обеспечивает большее трение между ногой и пособием и облегчает выполнение упражнения. Кроме того, занятия босиком способствуют профилактике плоскостопия. Чтобы дети постепенно адаптировались, сначала занятия можно проводить на ковровом покрытии, а затем на полу.
Музыкальное сопровождение в раннем возрасте, когда двигательный навык только формируется, затрудняет движения ребенка, не дает ему сосредоточиться на выполнении упражнения. Его целесообразно использовать только тогда, когда взрослые сами очень четко вместе с детьми выполняют гимнастические упражнения и руководят детьми.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина