Пособия — это те средства, которые делают движения ребенка более точными, легкими и красивыми и требуют меньшей затраты сил ребенка. С их помощью взрослый может руководить действиями ребенка, воспитывать у детей раннего возраста правильные двигательные навыки и способствовать качественному выполнению движений. Гимнастические упражнения для специальных занятий гимнастикой с детьми раннего возраста подбираются в гимнастические комплексы (планы занятий).
Для достижения наибольшего физиологического эффекта и строгого дозирования мышечной нагрузки необходимо соблюдать следующие, единые для детей раннего возраста, требования:
- упражнения в разные возрастные периоды должны охватывать все мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног;
- физические упражнения необходимо чередовать с массажем, который предшествует упражнению для детей 1-го года жизни;
- выбирать упражнения, доступные для выполнения 75% детей данного возраста, группы (подгруппы);
- чередовать упражнения для разных мышечных групп в процессе занятия;
- чередовать исходные положения; лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;
- начинать с легких упражнений, постепенно переходить к сложным и заканчивать вновь более легкими;
- чередовать упражнения с отдыхом (паузами), к которым относится также массаж, так как он обеспечивает наименьшее напряжение мышц;
- постепенно увеличивать физическую нагрузку за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, длительности занятия;
- чередовать коллективные и индивидуальные упражнения;
- обязательно использовать гимнастические пособия (или управлять движениями ребенка руками взрослого).
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина