Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи между кинестетическим анализатором, имеющим рецепторы в слизистой оболочке губ и ротовой полости и в коже рук.
Внешне это проявляется в направлении рук ко рту, сосании пальцев. Несколько позже устанавливаются связи между кинестетическим анализатором руки и зрительным анализатором — ребенок поднимает руку над лицом и смотрит на нее.
В конце 4-го и на 5-м месяце жизни появляются более сложные зрительно-кинестетические связи, благодаря которым ребенок направляет руки к видимому предмету и захватывает его. Возникающие межрецепторные связи образуют сложные функциональные системы, одно из проявлений которых — разнообразные движения.
При этом раньше закрепляются движения, завершаемые соответствующим сенсорным результатом. Наличие необходимого оборудования и пособий, а также систематические занятия способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков.
Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, т. е. для образования двигательного стереотипа, требуется повторяемость, определенная длительность и последовательность воздействия раздражителей.
Такими раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану. Создание условий для свободной двигательной деятельности детей, проведение специальных занятий способствуют правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка, что особенно важно в условиях дома ребенка.
Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью ребенка и чем моложе ребенок, тем труднее ему подавлять эту потребность.
Если ребенок не смог удовлетворить свою потребность в движении в первую половину дня, он будет стремиться сделать это вечером, и наоборот. Здоровый ребенок даже дошкольного возраста проходит в свободной деятельности до 23 км (постоянно меняя положение), поэтому нельзя с целью наказания или по каким-либо другим причинам специально ограничивать ребенка в движениях, потребность в которых у него высока. Для правильной организации физического воспитания детей врачу необходимо хорошо знать развитие статических и двигательных функций в разные возрастные периоды.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина