Site icon Kelechek.ru

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни

Условнорефлекторные реакции ребенка первых месяцев жизни превращаются постепенно в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью. Все вышеизложенное касалось способности совершать какие-то действия, проявлять умения или осуществлять поведенческие акты, т. е. активно действовать. В основе этого лежит состояние возбуждения нервных клеток. Сложные организмы обладают еще одной специфической функцией — прекращения активной деятельности, ее торможения.

По И. П. Павлову, существуют две группы тормозных состояний:

  1. так называемое врожденное, или безусловное, торможение, определяемое еще как внешнее;
  2. условное, или внутреннее, торможение — реакции, формирующиеся с активным участием сознания.

Внутри группы внешнего торможения выделяются охранительное (запредельное) торможение и сон, «встреча двух возбуждений», состояние доминанты. Условное, или внутреннее, торможение включает угасание и дифференцировку, запаздывание, условный тормоз и высшее торможение.

На их основе формируются определенные черты человеческой личности. Состояние запредельного торможения возникает при предъявлении сверхсильных раздражителей одномоментного воздействия или длительно, монотонно действующих раздражителей, воздействие которых кумулируется. У ребенка оно проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует избегать возникновения у ребенка такого состояния.

Сон как второй вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него происходит частичное восстановление затраченной нервной энергии. Недостаток сна отрицательно сказывается на состоянии возбудимости клеток мозга.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Exit mobile version