Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Эти качества сохраняются на протяжении всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.
При нормальном развитии ребенка три реакции достигают стадии автоматизма в первые 3 года жизни: хватательная функция кисти — к концу 1-го года жизни; ходьба — на 2-м году; свободное владение устной речью — к концу 3-го года. На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия.
- Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования, предъявляемые к высшей нервной деятельности, являются чрезмерной нагрузкой для организма. У больного ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к лечебным воздействиям, к людям в белых халатах, поскольку это закрепляется через оборонительную реакцию.
- Состояние возбудимости подкорковых центров. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбужденного пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.
- Уровень функциональной активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, выспавшегося и сытого ребенка.
- Состояние анализаторов, используемых при познавательной деятельности ребенка или формировании у него определенных навыков. Их число должно быть максимальным, т. е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Множество импульсов, поступающих с нескольких анализаторов, способствуют развитию процессов краткосрочной и долговременной памяти.
- Участие двигательного анализатора. Данное условие является обязательным для активной познавательной деятельности. Возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является существенным условием для закрепления реакции.
- Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрик и др., вызывая разлитое возбуждение, препятствует прохождению импульсов по специфическим структурам и не вызывают следовых реакций, необходимых для закрепления реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня возбуждения.
- Подкрепление. У детей не следует использовать оборонительное подкрепление.
Если реакция или поведенческий навык осуществляется ребенком только из опасения быть наказанным, то этот навык будет проявляться лишь в специфической ситуации. В первые месяцы жизни ребенка можно использовать для подкрепления пищевой рефлекс. Но очень скоро, как только ребенок начнет проявлять интерес к игрушке, следует перейти на ориентировочное подкрепление как наиболее адекватное для человека.
Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Это очень трудно для ребенка и не дает возможности прочного формирования ни одной из реакций. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для организма.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина