Из основных биологических закономерностей в процессе развития организма ребенка можно отметить:
- Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созревании отдельных органов и систем.
- Потребность в двигательной активности.
- Наличие так называемых критических периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям.
- Особенности периода раннего детства, его специфические черты.
Гетерохронность развития выражается в том, что к моменту рождения ребенка одни органы и системы оказываются более зрелыми, чем другие.
Например, нервные клетки, обеспечивающие функции сосания, готовы к своей специфической деятельности тогда, когда развитие нервной системы находится еще на уровне незакрытой нервной трубки.
Рано начинают функционировать все компоненты системы, обеспечивающей двигательную активность плода. На 1-м году жизни ребенка наиболее интенсивно идет развитие пищеварительной системы, кровообращения и системы локомоций. На 2-м году на фоне продолжающегося развития всех систем наиболее активно развивается система иммуногенеза и бронхо-легочный аппарат.
На 3-м году интенсивно развиваются координация движений, функции кистей рук, высшая нервная деятельность, обеспечивающая развитие речевого общения и усложнение психических функций.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина