Нередко хронические тонзилиты могут протекать скрыто, не давая клинически выраженных изменений размеров и вида миндалин. Такие хронические тонзиллиты (по мнению Преображенского) также могут играть патогенетическую роль в появлении ревматического приступа.
Эти рефлекторные нарушения, наступающие в функции миокарда при одновременной аллергизации всего организма, обусловливают легкую уязвимость сердца ревматическим процессом. К этому некоторые авторы прибавляют и значение пути проникновения инфекционного начала.
По мнению Залесского, ревматический агент переходит из воспаленных миндалин по непосредственному лимфатическому пути в эндо- и миокард. Некоторые авторы (Г. Ф. Ланг, Б. И. Ильинский и др.) считают тонзиллит не этиологическим моментом, а ранним симптомом ревматизма. Следовательно, для них тонзиллит, которым начинается ревматизм, представляет собой специфическую ревматическую ангину. М. А. Скворцов считает предшествующую ревматическому приступу ангину фактором, который путем парааллергии вызывает обострение протекающего скрыто до тех пор ревматического процесса.
Нередко хронические тонзилиты могут протекать скрыто, не давая клинически выраженных изменений размеров и вида миндалин. Такие хронические тонзиллиты (по мнению Преображенского) также могут играть патогенетическую роль в появлении ревматического приступа. Подобную роль могут играть воспалительные изменения и в остальных участках кольца Вальдейера, слизистой глотки, зубах, в околоносовых пазухах.
Необходимо указать, что педиатры, давая правильную оценку значению миндалин, все еще в значительной степени недооценивают роль остальных очагов, и особенно очагов зубного происхождения.
Имеется немало литературных данных, указывающих на значение зубных очагов как фактора ревматической болезни. Еще в 1818 г. V. Roush сообщал о том, что при удалении с виду здоровых, а в действительности больных, зубов ему удалось вылечить целый ряд больных ревматизмом.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов