По литературным данным, процент клинически распознаваемых перикардитов колеблется в весьма широких пределах — от 5,6 до 26,5% [В. О. Мочан, М. М. Бубнова и М. Н. Скворцова, З. И. Эдельман, Е. В. Ков: лева и многие другие — цит. по Л. Д. Штейнберг). У детей перикардит наблюдается чаще, чем у взрослых. На секции, по данным Скворцова, перикардиты обнаруживаются у 84,5% детей, погибших от ревматизма, а при гистологическом исследовании — в 90,6%. По данным Лонга, перикард поражается ревматическим процессом у детей в 80 — 100%.
Патоморфологические воспалительные изменения, согласно этому автору (цит. по Л. Д. Штейнберг), начинаются в субэндотелиальной ткани: сначала здесь развивается серозно-фибринозный отек, в дальнейшем — диффузный фиброз или же высыпание типичных ашоф-талалаевских гранулем; позднее — фибринозные отложения.
При большей интенсивности воспаления в полости перикарда накапливается серозно-фибринозный выпот. В дальнейшем экссудат рассасывается или организуется с образованием перикардиальных спаек.
При распространении воспалительного процесса за пределы сердца наступает сращение перикарда с окружающей тканью (медиастино-перикардит). Перикардиальные спайки при ревматическом перикардите встречаются значительно реже, чем при других перикардитах, в частности при туберкулезном перикардите.
О них всегда следует думать, в особенности в случаях с легко возникающей более тяжелой и более упорной декомпенсацией сердца. Обычно перикардиальные спайки бывают частичными и не оказывают значительного влияния на функцию сердца (акрецио), но наблюдаются, хотя и редко, обширные сплошные сращения (конкрецио), серьезно нарушающие циркуляцию крови.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов