Повышение проницаемости сосудов появляется в самую раннюю фазу ревматического приступа, постепенно понижается по мере его затихания, оставаясь однако выше нормы еще долго после исчезновения клинических симптомов (согласно С. А. Штейнбергу и В. Г. Почепцову в течение почти 6 месяцев после клинического выздоровления). Иногда в связи с истончением стенки сосудов, вызванным воспалительными поражениями, может наступить разрыв более мелких или более крупных кровеносных сосудов, за которым следуют массивные диффузные кровоизлияния.
Диффузные кровоизлияния в мозг, приводящие к смерти ребенка, мы наблюдали у детей, больных ревматизмом, во время ревматического приступа.
У больного ребенка И. С. (и. б. 381/1962) с тяжелым и длительным течением ревматизма во время нового обострения ревматического процесса началось массивное, угрожающее жизни желудочное кровоизлияние, вызвавшее тяжелую вторичную анемию.
Только благодаря энергичному вмешательству и многократным переливаниям крови, нам удалось спасти жизнь ребенка. При таких нарушениях сосудов воспалительный процесс в их стенках играет ведущую, но не единственную роль. Большое значение имеет наступающее в результате ревматического процесса нарушение регулярных механизмов центральной нервной системы и ее вегетативного отдела, поражение нервно-рецепторного аппарата, заложенного в стенках сосудов.
С одной стороны, нервно-рефлекторные реакции включаются в воспалительные и особенно в трофические изменения стенок сосудов. С другой стороны, они могут стать причиной разрыва предрасположенных к этому и легко ранимых, морфологически измененных сосудов. Известно, что ваготония повышает устойчивость сосудов, тогда как симпатикотония увеличивает их ломкость.
Гораздо большее значение имеет роль неврогенного фактора в нарушении тонуса сосудов и сосудистых реакций, которые, как показывают исследования различных авторов, почти всегда наблюдаются у больных ревматизмом. Нарушения тонуса сосудов выражаются атонией или спазмом.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов