Ходжаев исследовал летом в Ташкенте, при температуре 42° С в тени, количество кислорода и углекислоты в артериальной и венозной крови и потребление кислорода тканями как у здоровых детей, так и у больных с сердечным пороком в различной степени недостаточности кровообращения.
Он не обнаружил никаких отклонений от нормы у здоровых детей, а у больных установил некоторые благоприятные гемодинамические и иные изменения. И. А. Кассирский, основываясь на своем опыте в Средней Азии, горячо рекомендует проводить лечение больных ревматизмом и сердечными болезнями в южных районах территории СССР. Известные субъективные жалобы (слабость, утомляемость, плохое самочувствие), отмечаемые у здоровых и у больных, связаны не с отрицательным воздействием жаркого климата на сердечно-сосудистую систему, а с расстройствами вегетативной нервной системы преходящего характера.
При направлении на тот или иной курорт следует исходить из состояния больных и стадии развития ревматической болезни.
На среднегорный и морской климат нужно направлять более окрепших детей не раньше года после начала последнего ревматического приступа, при наличии стабильно стихшего ревматического процесса.
Дети лучше всего себя чувствуют в низкогорных, приторных и низменных местностях, куда направляют их как в подострой стадии ревматического процесса, так и в послеприступном периоде.
Конечно, следует учитывать местожительство больного ребенка. Если он живет в среднегорной местности (например, на 1000 м над у. м.), то он легче будет переносить курорт на такой высоте, чем ребенок, живущий у берега моря. Наиболее подходящий период года для проведения климатолечения — лето.
Однако ни в коем случае не следует отказываться и от зимнего курорта.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов