Особенно важное место в комплексе профилактических мероприятий должен занять вопрос об организации правильного режима дня ребенка, больного ревматизмом, возвратившегося после лечения в домашнюю обстановку. К сожалению, на этот вопрос обращают очень мало внимания и врачи, и родители, и учителя. А между тем в организации дальнейшей жизни ребенка имеется ряд трудных для разрешения моментов, с которыми сам ребенок не может справиться. Откуда исходят и в чем состоят эти трудности.
Прежде всего, как мы уже неоднократно подчеркивали, больной ревматизмом ребенок возвращается домой не вполне выздоровевшим. Ревматический процесс только затих, но не ликвидирован полностью. Сердечно-сосудистая система все еще находится в нефизиологическом состоянии. Патологические нарушения еще надолго сохраняются и в центральной нервной системе.
Они выражены, главным образом, в двух следующих направлениях:
- нарушении координационных механизмов, что создает значительные трудности при адаптации организма к изменяющейся среде;
- понижение умственной работоспособности ребенка, что в известной степени препятствует его успешным занятиям в школе.
Таким образом для выздоравливающего ребенка возникает больше трудностей, чем для здорового. Он должен начать учебные занятия не в условиях облегченного учебного режима, а, наоборот, при перегруженном режиме.
Перед ним стоит задача не только усвоить текущий материал, но и подготовить пройденный материал, пропущенный им в течение 2 — 3 месяцев во время болезни. В этот насыщенный режим больного ревматизмом ребенка нужно включить ряд профилактических мероприятий-назначений, сделанных врачами стационара, где находился больной ребенок, и постоянным лечащим врачом.
К ним относятся: ежедневное проведение закаливающих процедур, лечебной физкультуры, периодических серий физиопроцедур и пр.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов