В процессе выполнения определенного физического упражнения (совершение мышечной работы) сердечно-сосудистая система реагирует на эту нагрузку, обеспечивая ее выполнение. Мы не отрицаем огромного значения этого фактора, который должен учитывать лечащий врач.
Однако мы не можем согласиться с теми авторами (и лечащими врачами!), которые ставят знак равенства между нагрузкой на сердечно-сосудистую систему и нагрузкой при выполнении мышечной работы. Из всего сказанного вытекает, что мы считаем собственно мышечную работу при выполнении физических упражнений существенным, но только частичным виновником отягощения сердца.
Последнее зависит не только от количества выполненной работы (т. е. от энергетических трат), но и от сложности координации и эмоциональной напряженности упражнения. Удельный вес перечисленных факторов зависит в значительной мере от состояния ребенка и от особенностей его сердечнососудистой системы.
При значительном поражении миокарда с выраженным снижением потенциальных возможностей сердца, роль физического напряжения увеличивается. У эмоционального ребенка с выраженным понижением его координационных возможностей, без поражения или с незначительными изменениями в миокарде, ведущую роль могут играть перенапряжение эмоциональной сферы и механизмов координации.
Мы глубоко убеждены, что учет указанных выше компонентов влияния физических упражнений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Учет этих компонентов поможет лечащему врачу более правильно ориентироваться в состоянии организма больного ребенка, в действительных возможностях его сердечно-сосудистой системы, а, следовательно, и более точно определить подход к лечебной физкультуре и двигательному режиму ребенка.
В этом случае при нефизиологической реакции сердечно-сосудистой системы, проявившейся в результате эмоционального напряжения или напряжения координационных механизмов двигательной системы ребенка, лечащий врач не будет лишать его жизненно необходимых занятий физкультурой.
Он обеспечит более спокойную, менее возбуждающую обстановку и условия для выполнения физических упражнений, уменьшит их сложность, одним словом, адаптирует их, как мощный оздоровительный фактор, к конкретному больному ребенку.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов