Состояние пульса и артериального давления исследуется также, как и у других детей, как в момент начале занятий, так и в ходе его.
Полученные данные сопоставляются с данными ребенка, находящегося в палате, где он лежал спокойно в постели. Об эмоциональном воздействии данной игры или физического упражнения на сердечно-сосудистую систему можно судить также и по разнице в частоте пульса, измеренного в палате, когда ребенок находится в спокойном состоянии и перед началом игры. Напряжение координационных механизмов. Этот фактор обычно не принимается во внимание не только по отношению к больным детям, но даже и к здоровым. Поэтому он очень мало изучен.
В последнее время этот вопрос более разрабатывается в отношении здоровых детей в лаборатории проф. З. И. Коларовой (Бирюковой) — Жигалиным Г. С.
Он отмечает, что способность к двигательной координации у здоровых детей в возрастном аспекте сильнее всего выражена к 12 — 13-летнему возрасту. Интенсивное повышение точности движений, особенно верхних конечностей, наблюдается однако и у более старших подростков.
Известно, что совершенствование функции двигательного анализатора (его кортикальных звеньев), второсигнальной коррекции двигательной активности, функциональных связей между отдельными анализаторами продолжается не только после полного созревания организма, но и в течение последующей жизни. Не подлежит сомнению, что степень такого совершенствования координационных механизмов определяется не только возрастом, но и индивидуальными особенностями организма.
Различный возраст и индивидуальные особенности больных ревматизмом детей, неодинаковая степень нарушений центральной нервной системы в результате заболевания, различный двигательный режим перед заболеванием, в период ревматического приступа и в послеприступный период обусловливают появление различной степени нарушения и различное состояние координационных механизмов у этих детей.
Это в свою очередь обусловливает и различные их координационные возможности, которые определяют различную степень напряжения центральной нервной системы, а отсюда сердечно-сосудистой системы, при выполнении определенных физических упражнений. При этом напряжение центральной нервной системы и нагрузка на сердечно-сосудистую систему тем сильнее, чем сложнее последняя и чем ниже развиты координационные механизмы больного ребенка.
Таким образом учащение пульса и повышение артериального давления при выполнении определенных упражнений зависит, с одной стороны, от его сложности, а, с другой — от ловкости и умения ребенка. Например, ребенок, который умеет бросать мяч в баскетбольную корзину, выполняет это легко, без особого напряжения, а, следовательно, и с незначительными сдвигами сердечной деятельности.
Неопытный и неумелый ребенок делает это со значительным напряжением координационных механизмов центральной нервной системы, что вызывает более значительные сдвиги частоты пульса, кровяного давления и др.
Влияние напряжения механизмов координации при выполнении определенных упражнений на сердечно-сосудистую систему может быть в известной степени оценено с помощью контрольной нагрузки. Так, если исследуемому ребенку дать примерно одинаковую физическую нагрузку, но в виде простых, привычных движений, не требующих напряжения координации, то степень сдвига показателей сердечной деятельности будет отличаться от такового при выполнении физических упражнений с высокой координацией.
По различию, например, частоты пульса между этими двумя видами упражнений, можно ориентировочно судить о значении напряжения координации, как дополнительной нагрузки на сердце.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов