Фонокардиографическими и рентгенологическими исследованиями, проводимыми в различные фазы ревматизма и периоды занятий играми, не выявлены какие-либо изменения, отличающиеся от сдвигов у детей контрольной группы. Несомненно, физкультурные занятия и игры целесообразно комбинировать с мышечной деятельностью в виде полезной физической работы.
Особенно полезна такая работа на открытом воздухе (на огороде или в фруктовом саду, экскурсии). При проведении такого рода физической деятельности на организм оказывает влияние больший и более разнообразный комплекс факторов (воздействие в результате физической деятельности, эмоциональное, стимулирующее и закаливающее влияние природных факторов, удовлетворение от выполнения полезной работы и наблюдением над результатами ее и пр.).
Конечно, тяжесть и продолжительность физической работы следует дозировать сообразно с состоянием больного ребенка и регулировать в зависимости от степени воздействия на сердечно-сосудистую систему. Н. Г. Дьячкова на основании своих исследований включает в режим дня детей во внеприступном периоде ревматизма, находящихся в лесных школах, определенную трудовую деятельность.
В летний период — работу в течение 45 минут во второй половине дня, когда наступает прохлада, на земельном участке школы. Работа заключается в поливке, очистке от сорняков и прополке цветов и овощей. Через каждые 10 минут работы дается отдых в течение 3 — 5 минут.
При работе, связанной с неудобным положением (прополка), во время отдыха выполняются соответствующие физические упражнения.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов