При составлении комплексов и в процессе их применения учитывались принципы лечебной физкультуры: общее воздействие упражнений на организм, системность, регулярность и постепенность проводимых упражнений, постепенность нарастания нагрузки, индивидуальный подход. В состав комплексов входили правильно чередующиеся упражнения, вызывающие активность всех мышечных групп.
Они составлены сообразно возможностям больных детей и особенностям возраста. Обычно начинают с более легких упражнений и переходят постепенно к упражнениям с большей нагрузкой, увеличивая их число до применения полного комплекса.
В дальнейшем нагрузка увеличивается за счет числа повторений и их темпа. Индивидуализация осуществляется включением больных в подходящие комплексы, а также приспособлением самих комплексов к больным, когда они оказываются трудными для них: облегчение исходного положения, уменьшение дозировки, увеличение дыхательных упражнений и пр.
Курс лечебной физкультуры в нашем санаторном отделении, где дети проводят 2 месяца, делится на три периода: начальный, тренировочный и заключительный. Начальный период начинается со дня поступления детей в отделение и длится до 12 — 15-го дня.
Сюда входят все предварительные функциональные исследования и первые процедуры по лечебной физкультуре.
Дети знакомятся со способами проведения процедур: исходными положениями, строем, правильным выполнением упражнений и др. Тренировочный период начинается после 3 — 4-ой процедуры и заканчивается за 3 — 4 дня до выписки детей. Цель его перестроить функции сердечно-сосудистой системы и создать двигательные навыки и соответствующие двигательные стереотипы в коре головного мозга.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов