Снятые 92 электрокардиограммы у 37 детей в первые секунды третьей и пятой минут после выполнения комплексов показывают изменения в пределах физиологических отклонений. Только у двух детей после выполнения 1 б комплекса наблюдались патологические скоропреходящие отклонения в электрокардиограмме. На 25 рентгенокимограммах, полученных у 16 детей перед выполнением комплексов лечебной физкультуры, и в первые 30 секунд после них, не было обнаружено явлений патологических отклонений.
Отмеченные изменения сводятся к учащению пульса, при сохранении формы зубцов, чаще с увеличением их амплитуды и повышением ударного объема. В некоторых случаях в конце лечебного процесса (III период) на рентгенокимограммах вообще нет никаких изменений.
Максимальное кровяное давление в первые минуты после проведения проб с физической нагрузкой повышается на 3 — 9,2 мм рт. ст., а отклонения минимального давления также в пределах физиологических норм.
То же самое можно сказать и о дыхании, которое в первою минуту после проведения соответствующих комплексов лечебной физкультуры отклоняется на +2 раза в минуту по сравнению с исходным.
Мы видоизменили комплексы лечебной физкультуры, включив в занятия разнообразные, интересные для детей игры, соответствующие здоровью ребенка и отдельным физкультурным комплексам. Так, например, для 16 комплекса мы применяем некоторые пособия: ринги, мячи, флажки.
В него включают игру небольшим матерчатым мячом которым ребенок перебрасывается с методистом. Методист или сестра, участвующие в игре, ставят перед ребенком задачу, чтобы при возвращении мяча он называл имена государств, название цветов, различных предметов.
При III комплексе выполняются те же игры, но с применением меньших размеров мяча и ринга (небольшого резинового крута), чем затрудняется выполнение игры.
Во IIб комплексе число игр увеличивается: используя бросание круга в цель, которая находится на 1,5 — 2 м расстояния, бросание легкого мяча в портативный баскетбольный круг, игру в серсо. В этот комплекс включаются так же и элементы танца «польки».
При III комплексе выполняют те же игры, но в положении стоя, увеличивая расстояние цели до 2-х — 3-х метров, а танец «полька» и основные моменты танца «па де грае» — в движении. При выполнении упражнений приседания и вставания используют подвижную игру — хоровод «два раза влево, три раза вправо». Для повышения эмоционального состояния ребенка выполнение комплексов происходит под музыкальный акомпанимент губной гармошки.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов