Проведение лечебной физкультуры в острой стадии ревматического приступа встречает серьезное возражение со стороны кардиологов, терапевтов и, в меньшей мере, со стороны педиатров. Отрицательное отношение к этому вопросу основывается на принципиальном положении, издавно установленном медициной, что покой создает наиболее благоприятные условия для лечения заболевшего органа.
Ввиду того, что при ревматизме, в особенности в детском возрасте, почти всегда поражен и миокард, необходимо обеспечить больному «абсолютный» покой. При таком требовании однако не учитывают ряд существенных моментов.
- Большое значение движений для всего организма и, в частности, для сердечно-сосудистой системы. Из всего сказанного выше по этому вопросу совершенно ясно, что нагрузка сердца при соответствующих занятиях лечебной физкультурой многократно компенсируется улучшением дыхания, процессов обмена веществ кровообращения, питания самой сердечной мышцы. Эти процессы сильно нарушены в заболевшем организме и в воспаленном миокарде. Поэтому именно лечебная физкультура представляет собой цепное дополнение к комплексному лечению острого ревматического приступа.
- Движения являются жизненной необходимостью для детского организма. Поместить ребенка в условия «абсолютного» покоя возможно только в отдельных случаях, и то в первые дни острой фазы ревматического приступа, когда он чувствует себя очень ослабленным и угнетенным, но продолжать и в дальнейшем этот «абсолютный» покой совершенно неправильно. Даже самый дисциплинированный ребенок не может выдержать круглосуточно в течение многих дней такой режим. При наблюдении за детьми в течение суток мы установили, что те из них, которые занимаются лечебной физкультурой, значительно более дисциплинированы в выполнении назначенного им двигательного режима, чем дети, не занимающиеся физкультурой.
- Лечебная физкультура очень важный фактор для правильной организации дневного и лечебно-охранительного режима. Когда ребенка помещают в условия «абсолютного» покоя или долго оставляют в постели, он психически угнетен, становится раздражительным, предрасположен к частым и легко возникающим отрицательным эмоциям, которые, как уже было указано, более значительно отягощают сердечно-сосудистую систему. Проведение физкультурных занятий, наоборот, тонизирует детский организм, вызывает положительные эмоции, бодрое настроение, улучшение аппетита и общего состояния ребенка.
- При правильной организации лечебной физкультуры, в соответствии с состоянием больного ребенка, нагрузка на сердечно-сосудистую систему незначительна. Наши исследования (Андреев) показывают, что реакции сердца в результате соответствующих физкультурных упражнений гораздо менее значительны, чем реакции, вызванные отрицательными эмоциями, как следствие больничной обстановки. Вот пример из наших наблюдений.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов