Патологические изменения биохимизма миокарда удерживаются долго и в послеприступном периоде, в результате чего функциональные возможности сердца также остаются долгое время сниженными. Это значительно увеличивает инвалидность больного ревматизмом ребенка после того, как отзвучал острый приступ.
При физических усилиях, выполнение которых необходимо для жизни ребенка, детренированный и ослабленный сердечно-сосудистый аппарат не может дать соответствующий ответ, наступает значительное перенапряжение его, иногда с тяжелыми последствиями.
К сожалению, все эти факты, а отсюда и лечебная физкультура, как важное профилактическое мероприятие в отношении больных ревматизмом детей, недооцениваются.
На это указывает и тот факт, что лечебная физкультура еще не нашла своего места в режиме и жизни ребенка во время приступа, во внеприступном и послеприступном периодах. Об этом говорит незначительный интерес педиатров, ревматологов, в особенности в научно-исследовательских учреждениях, к лечебной физкультуре как к лечебному и профилактическому средству при ревматизме.
Этим обусловливается и то обстоятельство, что этот вопрос очень мало разрабатывается и о нем очень мало пишут. Основные труды в этой области — работа преимущественно советских авторов (Йонина, Янкелевич, Казакова, Нестерина и др.). Очень малой научно обоснованных методик для физических упражнений, проводимых у детей, больных ревматизмом (Йонина, Янкелевич, Казакова, Страковская). Поэтому этот вопрос следует рассматривать как важный, но отставший и в практике, и в пауке.
Проведение лечебной физкультуры у больных ревматизмом детей основывается на общих принципах лечебной физкультуры. Однако особенность и специфичность ревматической болезни делает состояние больных ревматизмом детей несхожим с состоянием здоровых и больных иными заболеваниями.
На основании этого при ревматических заболеваниях необходим более особый подход при применении лечебной физкультуры. Мы включаем лечебную физкультуру как важное и обязательное лечебное и профилактическое мероприятие во все стадии ревматического заболевания. Однако требования, предъявляемые к ней, различны в каждой стадии в зависимости от состояния больного ребенка. Вот почему и методы применения ее различны.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов