Положительные экстероцептивные раздражения, вызываемые различными видами занятий (слушание музыки, рассматривание красочных эстетических приятных картинок и предметов, слушание художественного чтения в прозе и поэзии и пр.), следует дозировать таким образом, чтобы они не утомляли больного ребенка, но были достаточно сильными для стимуляции интероцептивной рефлекторной деятельности, т. е. тонизировали деятельность различных систем и функций организма.
Все эти на первый взгляд простые и, казалось бы, незначительные мероприятия, воздействуют на различные анализаторы, в результате чего возникают импульсы, тонизирующие центральную нервную систему больного ребенка.
При этом следует иметь ввиду именно тонизирующее влияние, а не просто повышение уровня возбудимости.
Тонигенные полирецепторные воздействия оказывают благоприятное влияние на высшую нервную деятельность больного ребенка, прежде всего нормализуя ее. Это значит, что у ребенка с преобладанием тормозных процессов тонигенное воздействие приводит к повышению корковой возбудимости, а у ребенка с преобладанием повышенного возбуждения — к его умеренному снижению до уровня благоприятного соотношения торможения и возбуждения.
Исходя из сказанного, в педиатрической клинике необходимо создать такую структуру режима жизни, в которой бы нашли место и воспалитательно-увеселительные и лечебные мероприятия.
Порядок различных воздействий следует сочетать с основными моментами жизни ребенка и его потребностями в различные часы дня. Так, например, чтобы обеспечить регулярное питание и хороший аппетит, необходимо создать условия для повышения пищевой возбудимости, т. е. для оптимального возбуждения коры головного мозга и интерорецептивных аппаратов пищеварительных органов.
Для создания положительных пищеварительных рефлексов необходимо давать пищу детям в одних и тех же условиях приятной и удобной среды и обстановки. Все неприятные ощущения и переживания перед едой и во время ее следует устранить. С этой точки зрения все болезненные манипуляции и лечебные процедуры, связанные с продолжительными психическими возбуждениями, следует прекращать по крайней мере за полчаса до еды.
Введенный у нас получасовой отдых перед едой, во время которого дети слушают спокойную и любимую музыку (музыка по желанию), очень благоприятно отражается на аппетите больных детей. Еду следует подавать хорошо приготовленной, умеренно теплой, в хорошо вымытой, красивой фарфоровой посуде.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов