Нецелесообразно настаивать на том, чтобы ребенок, соблюдая послеобеденный отдых, засыпал, если до этого дома он никогда не спал после обеда. Нельзя объяснять отсутствием аппетита несъедобную в больнице пищу, если ребенок не любит это блюдо или если ранее он его никогда не ел.
Все сказанное подтверждает необходимость основательного ознакомления с особенностями жизни ребенка, с его привычками и склонностями, с его индивидуальными чертами. Это дает возможность правильно оценивать поведение ребенка с тем, чтобы учитывать выявленные особенности при объяснении реактивности его организма в клинике.
Это также позволит найти правильный путь к устранению неблагоприятных реакций и постепенному включению больного ребенка в необходимый для него режим в процессе его лечения, как в клинике, так и дома. Таким образом выявление особенностей конкретного организма — самый действенный путь к устранению конфликтного состояния между индивидуальностью ребенка и общим режимом жизни.
Если вопрос установления и учета особенностей типа высшей нервной деятельности больного ребенка в педиатрической клинике еще труден вследствие отсутствия соответствующих критериев, то вопрос борьбы с отрицательными эмоциями методических затруднений не встречает.
Здесь важно лишь одно — чтобы врач педиатр понял и глубоко поверил в то, что самым реальным и доступным в приложении павловского учения к педиатрической клинике является создание оптимальных условий для нормализации высшей нервной деятельности больного ребенка. Речь идет об устранении излишней возбудимости или, наоборот, постепенное выведение ребенка из состояния заторможенности, повышение реактивности за счет создания соответствующих условий для проявления положительных эмоций.
На первом месте, по доступности, стоит борьба с отрицательными эмоциями, которые в обстановке клиники, как мы отмечали, имеют весьма благоприятную почву: ломка стереотипа привычной жизни, отсутствие родителей, болезненные манипуляции и др.
Если подвести итог многочисленным поводам для появления отрицательных эмоций, которые создаются в больничной обстановке, то можно сделать заключение, что несмотря на их обилие, все они в значительной мере устранимы.
Так в палате должен быть минимум от больничной обстановки и максимум от домашнего уюта, что значительно смягчает ломку стереотипа привычной обстановки.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов