Воспитательные мероприятия, входящие в лечебный комплекс больного ревматизмом ребенка, включают следующие основные положения:
- Создать подходящую, более близкую для данного ребенка среду, с тем чтобы он быстрее приспособился к ней без особых затруднений и нервных напряжений.
- Устранить все факторы больничной обстановки, вызывающие отрицательные эмоции у ребенка.
- Организовать правильный режим дня, соответствующий болезненному состоянию, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
- Поддерживать положительный эмоциональный тонус у больного.
Все эти моменты весьма существенны и их следует учитывать при организации различных занятий воспитательного характера. Так, например, борьба с отрицательными эмоциями, как и борьба за создание и поддержание положительных радостных переживаний, является важной составной частью воспитания больного и, в особенности, больного ревматизмом ребенка.
Отрицательные эмоции создают сильное функциональное напряжение во всем организме и, в частности, в сердечнососудистой системе. В этом отношении интересны исследования, проведенные в нашей лаборатории (А. И. Андреев, 1960). На примере ревматического заболевания выявилось влияние отрицательных эмоций на организм больного ребенка.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов