Препараты подгруппы бутадиона выводятся из организма значительно медленнее и при повторных приемах они кумулируют, достигая максимальной концентрации на 3—4-ый день (Ясиновский).
Механизм действия, а соответственно и терапевтический эффект, пиразолоновых производных разнообразен. Schottmuller рассматривал пирамидон как специфическое средство против ревматизма, действие которого направлено непосредственно на возбудитель этого заболевания.
Сейчас никто не поддерживает такого мнения. Существенное место в противоревматическом эффекте производных пиразолона имеет воздействие на центральную нервную систему, особенно подгруппы пирамидона. Болеутоляющее действие обусловливается их влиянием на таламическом уровне. Центральным путем осуществляется нормализация температуры тела.
Эти препараты обладают некоторым седативным действием, снижая возросшую возбудимость центральной нервной системы. Это приводит к снятию повышенной возбудимости вазомоторных центров. Антидиуретическое действие на функции почек большинство авторов объясняют воздействием этих препаратов на центральную нервную систему. Такой антидиуретический эффект ясно выражен при введении препаратов всех групп пиразолона, однако сильнее всего он выражен в подгруппе бутадиона и слабее всего — анальгина.
У больных, которые лечились бутадионом или реопирином, наблюдается не только понижение диуреза, но и повышение веса тела. В отдельных случаях это приводит к задержке жидкостей в легочном кровообращении, что может вызвать приступ сердечной астмы (Ясиновский с соавт.). Производные пиразолона оказывают влияние на функцию щитовидной железы.
В опытах на животных многие авторы наблюдали понижение этой функции, выражавшееся в снижении интенсивности задержки радиоактивного йода у больных, лечившихся амидопирином (А. Ф. Гещанский), бутадионом (G. Hillmann и др.).
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов