Ревматический процесс редко локализуется на трехстворчатом клапане, и если это наблюдается, то в более поздние этапы ревматического заболевания. Вот почему систолический регургитационный шум трехстворчатого клапана появляется изолированно только в виде исключения. Обычно же он обнаруживается в сочетании с шумами других клапанов, чаще как шум функциональный.
При исследовании большой группы больных ревматизмом детей (982 чел.) Т. П. Чуракова и С. С. Зеленецкая установили поражение трехстворчатого клапана в 3,5% (34 ребенка). У больных с рецидивирующим кардитом этот % был более высок (6,9%). Это были дети с тяжелым рецидивирующим ревматическим процессом и обширными поражениями серди (диффузный эндомиокардит, миокардит).
Шум при поражении трехстворчатого клапана напоминает по своему характеру митральный шум, вследствие чего его трудно выделить — он сливается с митральным шумом и очень часто остается недиагнотированным.
Наличие его следует подозревать, когда точка наибольшей слышимости шума устанавливается в месте проекции трехстворчатого клапана — четвертом межреберном пространстве справа от грудины или в нижней части грудины. На фонокардиограмме максимальная амплитуда шума регистрируется так же в этой точке. При входе шум усиливается вследствие увеличения кровонаполнения правой половины сердца (симптом Рнверо — Корвало).
В отличие от митрального шума шум при поражении трехстворчатого клапана распространяется больше вправо, иногда в подложечную область и даже в область печени. При постановке правильного диагноза следует учитывать ряд других симптомов, которые характерны для недостаточности трехстворчатого клапана.
Одним из наиболее ранних и постоянных симптомов является отсутствие или исчезновение существующей перед тем акцентуации второго тона легочной артерии. Это можно установить аускультативно или при регистрации фонокардиограммы.
Другим характерным признаком является нарастание недостаточности в большом круге кровообращения за счет снижения недостаточности в малом круге кровообращения.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов