Акцентуированный первый тон выслушивается и при увеличенном размахе клапанов, т. е. когда сокращения желудочков происходят в момент сильного раскрытия створок клапанов, которые очень быстро захлопываются, подобно тому как захлопывается широко раскрытая дверь от ветра. Такие состояния наблюдаются у детей со значительным укорочением интервала Р — Q, при стенозе митрального клапана и др. Первый тон усилен и у тех детей, у которых имеется структурное изменение клапанов при их пониженной эластичности.
Большее диагностическое значение имеет ослабление первого тона. Оно выражается в понижении амплитуды и продолжительности его колебаний не пофонокардиограмме, а аускультативно — в ослаблении, приглушении первого тона. Такое состояние первого тона наступает в результате поражений миокарда и клапанов, а также при нарушении проводимости миокарда.
При миокардите, в результате ослабления сократительной силы сердечной мышцы, наступает более медленное повышение давления в желудочках и более слабое закрытие атриовентрикулярных клапанов.
При поражении клапанов эластичность, подвижность и плотность створок клапанов уменьшаются, а вместе с тем уменьшается и звучность при их закрытии (напр. отечные клапаны при эндокардите, органическая недостаточность митрального клапана и др.).
При нарушении функции миокарда, обусловливающей замедление атриовентрикулярной проводимости (удлинение интервала Р — Q), в момент сокращения желудочков створки атриовентрикулярных клапанов сильно подняты, и их свободные края находятся близко у самого отверстия клапана.
В результате этого захлопывание их ослаблено, как и соответствующий тон при этом. Изменения такого характера первого тона мы отмечали почти у всех детей в острой стадии ревматического приступа. У 37% из них первый тон был нечистым, у 74% — ослабленным, у 20% — сильно приглушенным. Изменения первого тона не всегда бывают однонаправленные и постоянные.
При ряде нарушений координации между предсердными и желудочковыми систолами наступают колебания силы первого тона.
«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов