В связи с введением политехнического обучения школьный завтрак для учащихся старших классов должен составлять не менее 25% суточной калорийности.
Очень важно правильно организовать питание в группах продленного дня, когда дети проводят вне дома 8—10 часов. В группах продленного дня необходимо обеспечить детей двух- или трехразовым питанием, составляющим 50—70% суточной нормы питания как по содержанию пищевых веществ, так и по калорийности.
Для того чтобы питание в школе обеспечивало потребности растущего организма и корригировало до известной степени домашнее питание, очень большое значение имеет определенный ассортимент продуктов, соответствующее меню с раскладкой продуктов и указанием объема порций («выход блюда»).
По нашим наблюдениям, наиболее целесообразно организовать завтрак в школе после 2—3 уроков. Это подтверждается изучением домашнего питания детей. Но данным В. В. Броннер и Г. В. Цицишвили, дети перед уходом в школу в большинстве случаев (75—85%) плохо едят. У многих детей завтрак состоит из стакана чая или кофе с бутербродом.
Такой легкий завтрак, составляющий 10—12% суточной калорийности, может быть достаточным, чтобы учащиеся в течение первых 2 часов пребывания в школе не испытывали чувства голода, поэтому по истечении этого времени они должны получать завтрак.
Все авторы, отмечая преимущество горячих школьных завтраков, указывают на возможность использования и холодных завтраков. Так Skott рекомендует молоко с крекером, обогащенным кальцием; Morgan — сыр, молоко, черный хлеб, морковь; Kochne — молоко, творог, черный хлеб, фрукты.
В Осло завтраки состоят из молока, бутербродов, свежих фруктов или молочных каш. Мы также рекомендуем молочный завтрак, состоящий из 200—250 мл молока (кефир, ацидофилин, простокваша) с хлебными изделиями (пирожок, плюшка, булочка). Так как такой завтрак составляет около 400 кал, то он может удовлетворять только учащихся первых классов; старшим детям к этому необходимо добавлять сыр и масло, творожные сырки или яйцо.
«Питание здорового и больного ребенка»,
В.В.Броннер