Марганец также поступает в организм преимущественно с растительной пищей. Особенно богат им чай.
В литературе почти нет указаний на потребность детей в этом микроэлементе. Everson, Daniels (цит. по А. И. Войнару) считают, что детям достаточно 0,2 — 0,3 мг/кг марганца. Обычный разнообразный рацион, очевидно, обеспечивает потребность детей.
Соединения йода и фтора относятся к биогенным элементам, недостаток которых играет роль в возникновении эндемического зоба и флюороза. Йод попадает в организм не только через пищу, но и через питьевую воду.
Зоб, возникающий на почве недостаточности йода, наблюдается и у детей самого раннего возраста. Фтор поступает в организм преимущественно с питьевой водой (65%) и с пищей (35%). Наибольшее количество фтора содержится в говядине, рыбе, овощах, ржаном хлебе и чае.
В организме фтор откладывается главным образом в эмали зубов и в дентине. Как недостаток, так и избыток фтора в пище вызывает заболевание зубов. Вследствие повышения содержания фтора в питьевой воде (свыше 1,2 мг/л) возникает заболевание флюорозом, снижение ниже 0,5 мг/л ведет к зубному кариозу, особенно выраженному у детей.
По данным Л. С. Черкасовой и М. Ф. Мережинского (1950), добавление к воде, содержащей недостаточное количество фтора, 1 мг фтора в день предупреждает зубной кариоз детей до 8-летнего возраста.
Нам не удалось обнаружить данных о потребности детей различного возраста в йоде, однако имеются указания, что школьникам с целью профилактики зоба (в местах, пораженных эндемическим зобом) достаточно принимать 0,001 мг йодистого калия в неделю. Исходя из этого, можно полагать, что потребность детей школьного возраста в йоде равна, примерно, 150 Y в сутки. Потребность во фторе для детей еще не установлена. Очевидно, правильно составленный рацион полностью удовлетворяет ее.
Вопрос о критериях определения потребности детей различного возраста в пищевых веществах, в частности в минеральных, еще не является окончательно решенным. Это отмечал Hegsted в докладе на JX Международном конгрессе по педиатрии в 1959 г.
«Питание здорового и больного ребенка»,
В.Ф.Ведрашко, Э.И.Аршавская