Работами как отечественных, так и зарубежных авторов установлена роль белка в жизнедеятельности организма, огромное влияние его на функциональное состояние и обмен веществ у детей.
Известно, что белки необходимы для построения новых клеток и тканей организма, для возмещения белковых трат, происходящих в процессе жизнедеятельности, для роста и развития ребенка.
Белок играет важную роль в поддержании азотистого баланса, который у детей всегда должен быть положительным и находиться на достаточно высоком уровне.
Изучение обмена веществ у детей и подростков в период Великой Отечественной войны показало, что при недостаточном потреблении белка у детей наряду с отставанием в физическом и психическом развитии наблюдалось состояние азотистого равновесия вместо свойственного растущему организму положительного баланса азота.
Количество белка оказывает влияние и на функциональное состояние организма. Так, советские авторы (А. И. Макарычев и М. А. Сергеева, 1950; М. И. Макарычев, 1956; А. Н. Андриасов, 1957) нашли, что при изменении количества белка в рационе меняется соотношение между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга животных.
Снижение количества белка до 0,2 г/кг веса вызывало у собак ослабление процессов внутреннего торможения, в то время как увеличение количества белка до 6 г/кг (36% по калорийности) способствовало резкому повышению возбудительных процессов в коре головного мозга. Дефицит белка ведет к снижению иммунобиологической реактивности организма.
«Питание здорового и больного ребенка»,
В.Ф.Ведрашко, Э.И.Аршавская