Исследованиями последних лет выявлено, что длительная белковая недостаточность вредно отражается на общем состоянии больных, а теоретическое обоснование этих диет мало убедительно. Jehle (1929) находит, что молочная и бессолевая диеты показаны лишь в острой стадии тяжелых заболеваний почек — при уремии и упорных отеках и рекомендует детям раннее назначение смешанной, вкусно приготовленной пищи. Jehle совершенно правильно отмечает, что «почечную диету» нельзя рассматривать только как специфическую «почечную» терапию,— влияние диеты распространяется на весь организм в целом.
В 1916 г. Фольхард предложил лечение больных нефритом голодом и жаждой. Больной не получал ни пищи, ни питья в течение нескольких дней.
Это лечение Фольхард рекомендовал, исходя из представления, что в основе заболевания лежит первичный спазм сосудов и если удастся его снять, то острый диффузный гломерулонефрит излечивается. Если лечение начато в ранний, довоспалительный период, то через 2—3 дня лечения голодом и жаждой наступает улучшение. М. С. Вовси (1960) указывает, что падение фильтрационной способности клубочков, развитие олигурии, быстрое нарастание отеков и повышение гидрофильности тканей являются основанием для резкого ограничения питья и пищи.
Он разрешает в первые дни нефрита 1 стакан воды с лимоном и сахар (200 г) или 2 стакана сладкого компота; в последующие дни назначается диета, бедная поваренной солью (рисовофруктовая, картофельная и яблочная). Такое питание, по данным М. С. Вовси, уменьшает отеки, понижает возбудимость центральной нервной системы и является в то же время десенсибилизирующим фактором.
Е. М. Тареев (1958) не находит, что режим жажды и голода является мерой, обеспечивающей функциональный покой почке, так как ведет к образованию концентрированной мочи, требует повышенной затраты энергии, наибольшего напряжения деятельности почек и не снижает до минимума выделение азотистых шлаков.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Ю.К.Полтева