Функ впервые высказал мысль о рахите как авитаминозе. В 1918 г. Mellanby подтвердил данное предположение, но сделал неправильный вывод, считая, что возникновение рахита связано с недостатком витамина А. Присутствие витамина D впервые было обнаружено в рыбьем жире McCollum (1922). Hess (1924), пользуясь методикой экспериментального рахита, доказал антирахитическое действие желтка. Необходимо отметить многочисленные исследования, проведенные под руководством проф. Е. М. Лепского.
Были повторены эксперименты, подтверждающие антирахитическое действие яичного желтка (А. А. Ратнер, 1940), кроме того, андарахитические свойства были обнаружены в печени трески, дельфиньем и тюленьем жире.
В настоящее время присутствие витамина D найдено в небольшом количестве и в других продуктах, составляющих рацион питания ребенка (коровье молоко, кефир, сливочное масло, сливки, печень, телятина). Большинство же продуктов (творог, говядина, куриное мясо, зерновые культуры, овощи, фрукты) не содержат витамина D.
Потребность здорового ребенка в витамине D по определению Комиссии Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР для детей до 15 лет составляет 500—1000 ИЕ в сутки.
Клинические наблюдения показывают, что дети на искусственном вскармливании требуют витамина D больше, чем дети, вскармливаемые грудным молоком матери. Недоношенные дети, дети пониженного физического развития, а также перенесшие те или иные заболевания нуждаются тоже в повышенных дозах витамина D. Количество витамина D, необходимое ребенку, изменяется в зависимости и от климатических условий.
При сопоставлении суточной потребности ребенка в витамине D и его содержания в основных продуктах питания становится ясно, что потребность в этом витамине у детей первого года жизни не может быть удовлетворена поступлением его только с пищей. Тем не менее питание оказывает большое влияние на возникновение рахита и его дальнейшее течение.
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский, Н.В.Павловичева