В процессе выздоровления по мере уменьшения дефицита веса общее количество белков и углеводов пищи приближается к их количеству, рассчитанному на фактический его вес. Общее количество жира пищи, всегда рассчитываемое на 1 кг существующего веса, нарастает при этом по мере повышения веса ребенка.
Таким образом, применение подобного расчета питания при вскармливании детей с гипотрофией соответствует динамическим изменениям их потребностей в пищевых ингредиентах в процессе реконвалесценции. Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые предлагают вводить большие нагрузки белка — 10—15 г на 1 кг веса, не учитывая динамики изменений в процессе реконвалесценции и соотношения других пищевых веществ.
В связи с тем что при лечении гипотрофии питание занимает особое место, нельзя руководствоваться при вскармливании детей расчетом лишь по калорийности, так как высокую калорийность может иметь пища, богатая углеводами и бедная белками и жирами. Приведенный выше принцип вскармливания детей с гипотрофией мы рекомендуем при лечении всех форм гипотрофии, протекающей с осложнениями и без осложнений.
При лечении начальных форм гипотрофии, в этиологии которой играл роль алиментарный или инфекционный фактор, вскармливание по приведенному выше принципу при достаточном введении витаминов, правильном режиме, уходе и воспитании является эффективным методом лечения.
Но если гипотрофия, даже не тяжелая ее форма, сопровождается глубоким поражением функций центральной нервной системы, возникновением невротических состояний, клинически проявляющихся в нарушении аппетита, отказе от еды и т. д., проведение вскармливания по указанному выше принципу становится затруднительным. В этих случаях необходимо применение средств, нормализующих функции центральной нервной системы.
Чаще всего степень выраженности функциональных расстройств у детей при гипотрофии соответствует степени тяжести болезни, зависит от возраста ребенка и длительности действия неблагоприятного этиологического фактора. Чем моложе ребенок, тем быстрее и глубже нарушается его функциональное состояние от воздействия неблагоприятных факторов.
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский, В.И.Чистякова