В настоящее время можно считать доказанным, что в основе механизма развития гипотрофии лежит нарушение обмена веществ, которое возникает как при недостаточном поступлении извне пищевых веществ, так и при нарушении усвоения, а также их дальнейших превращений в организме, вследствие повреждения центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других органов и систем при любом заболевании ребенка, при неправильной организации режима, ухода, воспитания ит. д.
Г. Н. Сперанский отмечает, что одной из многочисленных причин гипотрофии является голодание, которое может быть экзо- и эндогенного характера. Поэтому рациональное питание является одним из главных средств комплексного лечения гипотрофии.
И. П. Павловым была доказана возможность менять характер течения обмена веществ в животном организме путем изменения внешней среды, условий его существования, в частности условий питания организма.
В дальнейшем эти данные были подтверждены, и в настоящее время доказано, что при помощи питания можно изменять функцию и трофику тканей, органов и систем организма как в сторону усиления их, так и ослабления (И. П. Разенков, 1946), что состав пищи влияет на регуляцию основного и других видов обмена веществ (М. И. Певзнер, 1952).
Известно, что потребности в основных пищевых ингредиентах у детей с гипотрофией повышены. Удовлетворение этих повышенных потребностей путем введения с пищей достаточного количества пищевых ингредиентов затруднено в связи с нарушением пищеварительных процессов и процессов интермедиарного обмена (М. С. Маслов, А. Ф. Тур, 1928). Тяжесть этих расстройств находится в прямой зависимости от степени гипотрофии.
Однако ряд авторов (Т. А. Балезина, 1954; С. Г. Звягинцева и сотрудники, 1954; Ф. А. Локшина и К. П. Александрова, 1934; М. Лукомекая, Е. Лахтина и Н. Толкачевская, 1935) определял улучшение усвоения белка и повышение ретенции азота при увеличении белка в питании детей с гипотрофией. Одновременно у этих детей повышалась средняя ежедневная прибавка в весе, быстрее восстанавливались и другие клинические показатели.
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский, В.И.Чистякова