У детей первых 3 месяцев жизни при искусственном вскармливании к коровьему молоку обычно добавляют свекловичный (или тростниковый) сахар. Полезно вместо сахара, хотя частично, постепенно вводить мед. В гречишном и липовом меде наряду с витаминами и микроэлементами обнаружены в свободном состоянии почти все аминокислоты, входящие в белковую молекулу.
Гречишный мед наиболее богат ими (21 свободная аминокислота, включая все незаменимые), в липовом меде их немного меньше (17 свободных аминокислот, незаменимых немного меньше) (Т. Я. Соловьева, В. Н. Базарова, 1963).
При определении потребностей в углеводах детей на искусственном вскармливании приходится исходить из потребления их детьми на естественном вскармливании. Согласно большинству авторов, потребность в углеводах детей на искусственном вскармливании соответствует 12—14 г на 1 кг веса. Наш многолетний опыт и наблюдения также позволяют считать, что при достаточном содержании в рационе детей белков и жиров введение углеводов из расчета 12—14 г на 1 кг веса удовлетворяет их потребности в углеводах при искусственном вскармливании.
Г. Н. Сперанский еще в 1927 г. на IV Всесоюзном съезде детских врачей в докладе указывал на то, что «…ребенок, оказывается, гораздо выносливее к жиру, белку и углеводам…, чем мы думали раньше», и что «…теории о вреде отдельных составных частей коровьего молока, боязнь перекорма, учение о вредном пищевом остатке, о необходимости разводить молоко… приводило к недостаточному питанию и атрофии».
Необходимо подчеркнуть поэтому, что в соответствии с изложенным принципиально и потому единственно правильным мы считаем при назначении питания ребенку на первом году жизни, особенно при искусственном его вскармливании, обязательно исходить из его потребностей, в первую очередь в белках, жирах и углеводах. При этих условиях будут полностью удовлетворяться его энергетические потребности, которые в пищевом рационе складываются из калорийной ценности жиров, углеводов и белков (в последнюю очередь).
Назначение же питания этим детям исходя из калоража или объема пищевого рациона совершенно не гарантирует обеспечения их потребностей в пищевых веществах (белках, жирах, углеводах).
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский